Диалектика природы и абстрактность конкретного.

В.Н.Гуськов

«Абстракция (от лат. abstractio — «отвлечение») — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование; теоретическое обобщение как результат такого отвлечения. В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного репродуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций)». (Википедия).

«Конкретное — философский термин, обозначающий содержательное богатство понятия, отделяющее или делающее объект изучения уникальным на фоне остальных. Понятие конкретно, если оно содержит большое количество признаков. Конкретными, в частности, являются частное и единичное понятие (последнее предполагает пространственно-временное положение). Конкретный объект — единичный объект с ясно определёнными признаками«. (Википедия).

Понятия абстрактного и конкретного неразрывно связаны с мышлением субъекта. Нобазисом для конкретного (образа, представления, понятия) служит чувственное восприятие субъектом физической действительности.
Обычно абстрактное и конкретное противопоставляются друг другу и это оправдано в теории познания. Однако вне этого противопоставления конкретное как продукт чувственного восприятия субъекта само становится неполным.
Конкретное восприятие становится ограниченным относительно максимально полного отражения объективной действительности в сознании человека в виде своего абсолюта.
Тот образ который, конечно чисто теоретически, мог бы быть получен от непосредственного отражения физической действительности в нашем сознании значительно отличается от того что предоставляет человеку его органы чувств.

Поясним вышесказанное.
Не секрет что чувственное восприятие физического мира субъектом избирательно.
Способность выбирать из множества внешних контактов, отдельные, значимые которые находят внутреннее отражение (в виде образов, ощущений, раздражений) характерна для всего живого.
Она (способность) заключается в предварительном, естественно не осознанном, разделении внешних взаимодействий на собственно раздражители, на которые реагируют органы чувств и на все прочие, которые просто отсеиваются и фактически для живых организмов как бы не существуют.
Эта избирательность позволяет выделять из множества непрерывных и нескончаемых внешних взаимодействий только те, которые имеют какую-либо значимость для жизнедеятельности организма. (Речь идет не об объективной значимости тех или иных контактов с внешним миром, а о тех которые закрепились, в таком качестве, в ходе естественного отбора).
Вследствие этого предварительного неосознанного отбора происходит разделение внешнего мира на две части.
Разделение на существующий для организма(!) мир, на который его органы раздражительности или ощущений реагируют. И на чувственно не воспринимаемый мир, взаимодействия, с которым живым организмом не регистрируются и реакция (не физическая, а нервная) на который у него отсутствует. (Надеюсь, никто не сомневается, что контакты человеческого организма допустим с электромагнитным излучением, не ограничиваются только регистрируемым организмом видимым и тепловым спектром).
Из этого можно сделать вывод, что все воспринимаемое живым организмом как внешняя физическая действительность на самом деле есть ее усеченная и незначительная часть. Что способность «не замечать» какую-то действительность, а значит отвлекаться от нее, свойственно не только мышлению высокоорганизованной, но и всей без исключения живой материи даже не обладающей развитыми органами чувств.
Конечно, ни о какой сознательной деятельности по абстрагированию в случае с не мыслящей живой материей не может быть и речи.
Вывод – конкретное являющееся продуктом чувственного восприятия действительности, воспринимаемое субъектом как наиболее полное отражение действительности на самом деле есть отвлеченное отражение только ее отдельных, не осознанно выбранных частей.
Поэтому конкретное — не только понятие, знание, но и представление, ощущение также являются абстрактными, вырванными из единой и неделимой действительности.
Кто не согласен с этим утверждением, тот должен доказать что конкретный образ или представление строго соответствует абсолютно отграниченному от всего внешнего физическому явлению. (Существование, которого в принципе не возможно в материальном мире).

Может ли субъект, опираясь на имеющиеся у него знания, а не только на чувственно полученную информацию приблизиться к максимально полному в своей конкретике представлению о физическом мире?
Да может и средством для этого, ему будет служить теория преобразовательного близкодействия, которая сформируется на базе концепции непосредственного близкодействия (КНБ).
На современном этапе развития физической теории используя только КНБ можно физический мир представить в виде безбрежного океана материи находящейся в непрекращающемся всепроникающем и всеобъемлющем преобразовательном взаимодействии.
Во взаимодействии противостоящих и преобразующих друг друга материальных сторон.
Это всеохватывающее абсолютное взаимодействие состоит из совокупности элементарных взаимодействий, благодаря которым материя в каждой частичке своей и существует.
Все взаимодействия, как и материальные стороны, участвующие в них совершенно равнозначны. По этой причине из непрерывной ткани взаимодействующей материи нельзя объективно(!) выделить те взаимодействия, которые были бы по отношению к другим внешними или внутренними, структурообразующими или малозначимыми.
В этом собственно и состоит диалектика физической природы.

Это значит что для внешнего «беспристрастного наблюдателя» (в качестве которого выступает наше сознание, но не чувства) материю как таковую нельзя разделить на отдельные ФО такие, например как отдельные частицы, макро тела или космические объекты.
ФО проявятся из неделимой и непрерывной материи только для живых организмов при наличии у них обязательного оценочного, избирательного отношения к действительностиТолько для субъекта физическая материя может приобрести тот вид, который мы привычно отождествляем с самой действительностью. Она предстает перед субъектом (и только для него!) как совокупность ФО и посредствующей между ними (в зависимости от уровня знаний) пустоты или материи второго сорта.

Теперь как мыслящие субъекты проделаем путь осознанного абстрагирования от диалектического представления о физической действительности, сформированного на основе КНБ, до представлений о ней же характерных допустим для времен Ньютона.
Этот процесс абстрагирования можно разделить на несколько последовательных этапов.
1. Выделяем определенные взаимодействия в качестве структурообразующих— сразу же появляются ФО.
Параллельно с этим происходит разделение взаимодействий на внутренние (собственно структурообразующие) и на внешние – все прочие в которых участвуют элементы материи образующие ФО.
2. Чтобы представить ФО в виде корпускул (монолитных частиц) абстрагируемся от их внутренних взаимодействий.
3. Абстрагируемся от единства действий во взаимодействии и будем рассматривать их как совокупность самостоятельных явлений – действий.
4. Откажемся от непосредственности действий и признаем их опосредованность (пока материальную).
3. Чтобы ограничить внешние взаимодействия ФО взаимодействиями только с подобными себе (корпускулами) абстрагируемся от отношений с материей находящейся в основном состоянии и от отношений с физическими полями.
4. Для достижения абсолютной пустоты между ФО абстрагируемся вообще от существования всей материи не заключенной в корпускулах.
5. Представим материально опосредованное дальнодействие дальнодействием через пустоту.
6. Будем считать дальнодействие через пустоту мгновенным.

Только благодаря всем этим последовательным операциям сознательного абстрагирования от «образа» объективной действительности в нашем сознании можно достичь тех представлений о физическом мире, которые были характерны для времен Ньютона.
Этот процесс абстрагирования регрессивен по своей сути и прямо противоположен процессу объективного познания.
Но он необходим нам для того чтобы показать как далеки были представления о физическом мире от реальности в те далекие времена и как они меняются в лучшую сторону в настоящее время.
Был пройден огромный путь познания, благодаря которому человек смог уже помимо избирательно чувственно воспринимаемой действительности «увидеть» сознательно практически невидимое, не регистрируемое органами чувств.
Выше рассмотренный процесс абстрагирования отличается от обычного абстрагирования тем, что он совершается по нисходящей (вертикальной) линии от абсолютной конкретики к отвлеченной существующей на другом — чувственном, уровне.
Этот процесс отличается от горизонтального (плоскостного) абстрагирования, когда мышление индивида оперирует конкретными понятиями (представлениями) определенного одного уровня.

Итак, прогрессивный в целом процесс познания идет путем обратным движению нисходящего абстрагирования. Возникает вопрос, — а каких же высот в этот может достичь физика как конкретная наука?
С одной стороны познавая природу, физика все больше приближается к восприятию ее в объективной полноте.
Сейчас в сравнении со временами Ньютона она практически отказалась мгновенного дальнодействия через пустоту и признала материальную опосредованность действия.
Признала материальность полей и тем самым наполнила пустое пространство материей (правда второго «сорта»).
Если теперь признать (исходя из КНБ) абсолютную материальность пространства то оно сравняется по материальности с ФО, а действия станут непосредственными и сторонами элементарного отношения – взаимодействия, а не самостоятельными явлениями.
Соответственно внешние отношения ФО, в нашем восприятии, станут намного богаче и количественно могут приблизиться к реальным отношениям.
Однако на пути познания физической действительности во всей ее полноте перед физикой стоит непреодолимое препятствие, своего рода барьер, за который физика как конкретная наука не сможет переступить никогда!
Дело в том, что физическая теория (оставаясь конкретной наукой) не может отказаться от подразделения действительности на ФО и внешний, по отношению к ним, мир.
Т.е. она не в состоянии отказаться от той стадии абстрагирования, на которой происходит подразделение объективно целостной физической действительности на мир физических объектов и посредствующей материальной «среды».
Причина, в общем-то, одна — предметом исследования физики являются как раз ФО. Только их можно классифицировать, количественно измерять их разные показатели, сравнивать и т. д. выявляя при этом определенные математические закономерности присущие их содержанию и поведению.
Если преодолеть и эту последнюю ступень абстрагирования, то далее в максимальном приближении к реалиям физического мира, то мы попадаем в область действия наиболее общих физических закономерностей которые изучает философия.

Общение с автором: v.gusckow@yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *